Упражнения и игры на развитие слухового внимания
Работа над звуками очень тесно связана с развитием умения различать, слышать их.
Узнавание неречевых звуков — это база для развития фонематического слуха! Развивая эту способность, закладывается фундамент красивой и правильной речи.
Как работать над развитием слухового внимания?
Дома можно с ребенком выполнять игровые задания:
«Угадай, что звучит?»
Возьмите 3 — 5 разнозвучащих игрушек, например: бубен, колокольчик, погремушка и т.д. Предложите ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
«Угадай по звуку»
Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: ножницы, чашка с водой, пустая чашка, ключи, листок бумаги. Объясните, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого. Затем малыш поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, звенит связкой ключей. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.
«Найди пару»
В этой игре можно использовать капсулы из-под киндер-сюрпризов или любые другие непрозрачные баночки, коробочки одинакового размера. В них помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество баночек ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.
Подробное изготовление звучащих коробочек
«Звуки вокруг»
Предложите ребенку по очереди называть звуки, которые можно слышать в данный момент: тиканье часов, гудки машин, звуки ветра, смех, шаги…
Ниже, пройдя по ссылкам, предложите ребенку поиграть в он-лайн игры по развитию слухового внимания:
https://learningapps.org/view10854486
https://learningapps.org/view11392670
https://learningapps.org/view12060017
https://vk.com/video342903352_456239026
https://vk.com/video342903352_456239027
Буду рада обратной связи.
Желаю успехов!