Рейтинг: 0
Создана: 5 лет назад
Владелец: Администратор

Блог педагога-психолога

Основная информация

Стена группы

Загрузка...
5 дней назад
#

Центр воды и песка снова готов принимать маленьких первооткрывателей и изобретателей. Песок и вода великолепный сенсорный материал. Ребята с большим удовольствием и интересом играют, экспериментируют и фантазирую с песком и водой.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

6 месяцев назад (отредактировано)
#

Помощь детям в переживании стрессовых ситуаций

Изображение

Нередко дети сильно нервничают перед публичными выступлениями. Их охватывают страх и волнение, что может что-то не получиться. Вдруг их ошибки огорчат родителей, воспитателей, или же и вовсе приведут к краху. Страх сцены, осуждений приводит к слезам и даже отказам от выступлений. Такое случается и с детьми, которые дома могут спокойно рассказывать стихи и танцевать. Все дело в важности мероприятия, окружении различными людьми и в уверенности в собственных силах, которую вселяют в нас близкие.

Как же помочь детям справиться с нахлынувшими чувствами страха и волнения?

Задача родителей – подойти к детским переживаниям со всей серьезностью. Ведь для ребенка, на первый взгляд незначительная для нас мелочь, может очень много значить. Родители должны разделять мысли и переживания ребенка, чтобы он чувствовал от них поддержку и свою важность.

Предварительно необходимо:

1) Создать комфортную атмосферу дома.

Дети очень чутко воспринимают то, что происходит дома. Если мысли малыша будут заняты домашними проблемами, то он не сможет сосредоточиться на подготовке к выступлению.

Ребенок в напряженном состоянии может замкнуться в себе или, наоборот, быть чрезмерно активным, пытаясь привлечь к себе внимание. В семье важно обсуждать чувства и переживания.

2) Сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Хвалите ребенка за хорошо выполненную задачу.

Объясните ребенку, что все люди разные — у кого-то лучше получается одно, у кого-то другое. Чтобы ребенок максимально раскрыл свой потенциал, ему нужно уметь преодолевать трудности и не сдаваться из-за неудач. Задача родителей — дать поддержку в этот момент, помочь справиться с эмоциями.

3) Наладить режим дня.

Помогите ребенку составить расписание на день, контролируйте его сон. Чтобы быть веселым и бодрым утром, дошкольнику необходимо высыпаться. В расписании важно выделить время не только на занятия, но и на игры, отдых, спорт, посещение кружков и других любимых занятий.

Необходимо соблюдать гигиену сна

Пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время. Ложиться спать не стоит в перевозбужденном или расстроенном состоянии. Спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно. Перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело. Не читать и не играть в кровати, особенно перед сном. Ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе, плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д.

Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Несколько советов, как родителям помочь ребёнку справиться со стрессом перед выступлением и после него:

  • Объяснить ребёнку, что волнение перед выступлением на публике  — естественное чувство. Стоит рассказать, что справиться с ним помогают несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Предложить физическую активность. Небольшая физическая нагрузка помогает восстановиться и сосредоточиться перед выходом на публику.
  • Снизить значимость момента. Стоит задать ребёнку вопрос: «Что случится, если твоё выступление перед слушателями закончится провалом?». Проигрывание в голове «ужасных» последствий и осознание того, что они не так уж на самом деле и страшны, успокаивает детей.
  • Практиковать выступления всей семьёй. Например, собираться всей семьёй и каждый готовить своё выступление перед зрителями: песенку, танец, спектакль кукольного театра, доклад о чём-то интересном.
  • Хвалить!

После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все моменты, где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда, обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы вот это звучало еще лучше?», «Я могу тебе как-то помочь, чтобы здесь ты был еще более уверенным?».

Способы поддержки со стороны родителей:

1.Чаще говорите ребенку, что вы им гордитесь, что любите его не за что-то, а потому что он у вас есть. Найдите время для совместных занятий, которые будут интересны всем членам семьи. Не ругайте ребенка при посторонних. Давайте оценку поступкам, поведению, а не личности ребенка. Никогда не отказывайте ребенку в помощи.

2.Родительский пример. Дети, как правило, считают родителей героями, которые уж точно никогда не ошибаются. Поэтому, когда они узнают, что в жизни родителей тоже были сложные ситуации, и как они с ними справлялись, то у детей появляется уверенность, что им по плечу справиться с их трудностями.

3.Демонстрация того, что верите в способности и силу вашего ребенка.

Важно понимать, что все дети разные. Данные рекомендации носят общий характер. Каждому из Ваших детей важен индивидуальный подход, основывающийся на родительском знании интересов и особенностей своих детей. Только родителям удастся подобрать те самые нужные слова, которые смогут подбодрить их детей, придать им уверенности в собственных силах.

С уважением, педагог-психолог Раковская Наталия Сергеевна.

7 месяцев назад
#

Здравствуйте, уважаемые родители! 

Сегодня поговорим о такой теме, как: «Эмоциональное благополучие матери как важный фактор в формировании психологического здоровья ребенка».Изображение

Важную роль в становлении и укреплении психологического здоровья ребенка играет семейная микросреда, её благоприятный эмоциональный фон. Главным источником тепла, уюта и комфорта в доме является мама. Роль материнской любви огромна, и ее сложно переоценить.

Прочная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир малыша и оказывать ему необходимую поддержку в нужный момент. И ребенок в свою очередь через интонации, прикосновения, мимику, удовлетворение базовых потребностей, понимает и чувствует маму. На этом основывается привязанность. Качество и наполненность привязанности определяет все дальнейшее психическое развитие ребенка и закладывает у него способность устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими людьми.

Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с ребенком – это положительно отражается на всех сферах его развития:

  • возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя поддержку значимого взрослого;
  • физические данные развиваются в большей степени;
  • формируется эмоциональный интеллект, то есть развивается способность понимать свои и чужие чувства.

Поэтому мамам очень важно прислушиваться к своему эмоциональному состоянию, заботиться о своем самочувствии, повышать собственные ресурсы. Атмосфера внутри семьи и поддержка в супружеской паре также имеют большое влияние на эмоциональное состояние мамы; часто помощью служит распределение ролей внутри семьи и опора на помощь близких.

Необходимо наладить режим сна, следить за рационом питания, не забывать о физкультуре, находить возможность для чтения, хобби, общения с друзьями. Если мама чувствует себя усталой, то лучше попросить кого-то из близких посидеть с ребенком, и найти возможность восстановить свои ресурсы. Это необходимо делать своевременно, чтобы состояние подавленности не повлияло на заботу о ребенке.

Чем больше сил и уверенности становится у мамы, тем стабильнее и спокойнее она чувствует себя, а значит, у нее будет больше тепла и поддержки для ребенка. Мама – самый верный и надежный проводник в мир чувств и эмоций ребёнка!

В преддверии праздника «День матери» хочу напомнить, что каждая из Вас самая прекрасная, добрая, милая и, конечно же, любимая мама для своего малыша! От всего сердца поздравляю Вас с праздником и желаю в любой ситуации оставаться в душевном равновесии и не забывать, что вы отличная мама!

С уважением, педагог-психолог Раковская Наталия Сергеевна.

Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию консультативный  материал по воспитанию у детей чувства успешности.

Как воспитать у ребенка чувство успешности? (или парадоксы обратной связи).

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, который умеет опираться на свои сильные стороны своего характера и уверенно развивает слабые.

Конечно, многое зависит от особенностей характера и темперамента ребенка.

Но наверняка ни для кого из вас не является секретом тот факт, что гораздо больше зависит от стиля взаимодействия, которого придерживаются взрослые, воспитывающие ребенка.

А именно от той обратной связи, которую дают ребенку значимые для него люди.

На протяжении жизни ребенок непрестанно получает обратную связь. Иногда эта обратная связь позитивна, иногда – негативна.

Общаясь с ребенком, мы можем говорить, например: «Тебе нельзя ничего доверить!», «Ты ничего не делаешь вовремя!», «Из-за тебя мы опять опаздываем!» или «Здорово. Как тебе это удалось?», «Отличная идея! Что дальше?», «Это даже лучше, чем я ожидал!»

Таким образом, ребенок получает от взрослых отрицательную или положительную оценку своих действий, другими словами, обратную связь.

Обратная связь очень важна, потому что помогает узнать что-то новое о себе. Но иногда она оставляет негативные чувства и не помогает лучше учиться и осваивать жизненное пространство. Специалисты, занимающиеся обучением и подготовкой чемпионов, выяснили, что есть тип обратной связи, способствующий быстрому росту, развитию способностей и формированию мотивации на успех, и, наоборот, снижающий возможности обучения и формирующий мотивацию к избеганию неудач. Психологи, занимающиеся исследованиями в области детско-родительских отношений, выяснили, что в воспитании детей отрицательную обратную связь взрослые дают гораздо чаще, чем положительную. Почему так? Возможно, это особенности культуры и менталитета. лично мне больше нравится другая точка зрения. Назовем ее «плохой привычкой взрослых». Привычкой, которую мы переняли от своих родителей так же, как привычки ведения хозяйства или любые другие привычки общения. А это значит, что ее можно изменить. Известный психолог Милтон Эриксон утверждал, что любую привычку можно изменить за 21 день, если конечно поставить себе такую цель и четко следовать плану достижения.

1. Попробуйте поисследовать, сколько вы даете своему ребенку отрицательных и сколько положительных откликов в день.

2. Если «+» больше, чем «-» и вы и ваш ребенок чувствуете себя комфортно и уверенно в основных жизненных ситуациях, то вы, скорее всего, на правильном пути.

3. Если «-» больше, чем «+» и вы замечаете, что ваш ребенок испытывает дискомфорт и неуверенность в различных жизненных ситуациях, то попробуйте в течение дня удерживать фокус внимания на тех моментах, которые у ребенка получаются хорошо и отмечать их. Но положительные аспекты есть даже в том поведении ребенка, которое является для взрослых неудобным. Например, если ребенок находит в себе силы в чем-то противостоять вам и не соглашаться с вами, то позитивная сторона этого не только в том, что ваш ребенок доверяет вам. Но и в том, что он достаточно сильный по характеру и достаточно уверен в себе для того, чтобы противостоять взрослому, от которого он во многом еще зависит.

Правда, здесь очень важно сохранять чувство меры, чтобы стратегия не превратилась в попустительство. Ребенок так же, как и взрослый, несет ответственность за уважительное и корректное отношение к личности другого человека.

Возможно, скептики скажут, что если мы будем указывать детям только на то, что у них получается хорошо, и не будем говорить об ошибках, то мы можем их испортить. Дети не будут знать границ, потеряется контроль над ними. Конечно, важно указывать на ошибки и принимать меры при проступках.

Но сейчас я говорю о том, что для развития чувства успешности важно, чтобы позитивная обратная связь преобладала над негативной, тогда у ребенка будет накапливаться ощущение успеха.

Поначалу вам может быть сложно, но со временем умение давать позитивную обратную связь может превратиться в хорошую привычку, которую вы передадите своим детям.

Примеры позитивной обратной связи.

Гораздо лучше, чем я ожидал. Лучше, чем все, кого я знаю. Именно этого мы давно ждали. Это трогает меня до глубины души. Еще лучше, чем прежде. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует. С каждым разом у тебя получается все лучше!

Молодец!- Хорошо! — Удивительно!- Великолепно!- Прекрасно! — Грандиозно! Незабываемо! — Потрясающе. Остроумно.- Поразительно. Неподражаемо! — Талантливо. Несравненно.- Красота!- Уже лучше.- Как в сказке. — Отлично!- Очень ясно. Ярко, образно. — Очень эффектно. Прекрасное начало. — Ты просто чудо. — Ты на верном пути.- Здорово!- Ух!!! — Поздравляю! Ты сегодня много сделал. Для меня нет никого красивее тебя. Научи меня делать так же. Ты в этом разобрался. Ты ловко это делаешь. Это как раз то, что нужно. Тут мне без тебя не обойтись. Я знал, что тебе это по силам. Ты мне нужен именно такой, какой есть. Никто мне не может заменить тебя. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Я просто счастлив! Я сам не смог бы сделать лучше. Мне очень важна твоя помощь. Работать с тобой просто радость. Ты мне необходим. Я тобой горжусь. 

С уважением, педагог -психолог Кубешева Татьяна Владимировна.

2 года назад (отредактировано)
#

Изображение

Пять критериев готовности ребенка к школе

И что важно, а чего делать нельзя на первых порах его школьной жизни.

Иногда у меня спрашивают:«Сыну в январе будет 7 лет. Он уже умеет читать, писать, решает примеры. Если еще год будет ходить в садик, боимся, что потом ему будет скучно в школе. С другой стороны, может, еще маловат… Как поступить?».

Вопрос в том, когда лучше отдавать ребенка в школу, стоит перед многими родителями.

Готовность интеллектуальная — умение читать, писать, сообразительность, — конечно, важный показатель, но как обстоит дело с другими сторонами его развития, на которые не всегда обращают внимание не только родители, но и воспитатели? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли он справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников?

Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников.

К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, еще не в состоянии достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. И тогда интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.

При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:

Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции.

Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Такому малышу легче найти друзей, он значительно комфортнее чувствует себя среди одноклассников. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя весьма отличаются от привычного отношения взрослых к дошкольнику. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник чувствовал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него как на ученика обязанностей.

Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей.

В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом. Школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, и, конечно, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата. Поэтому так важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути. Поэтому ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается, а также о том, что пока ему дается с трудом и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также понимания своих слабых сторон, недостатков и способности их учитывать.

Четвертый критерий — интеллектуальная готовность.

Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно, хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

Пятый критерий — желание ребенка идти в школу.

Это условие является одним из самых значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика. Ведь желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, которые могут произойти. Школьная жизнь требует усилий, это трудоемкий и повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определит успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход. Важно учитывать, как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком (родителей, руководителя кружков, спортивных секций), так и точку зрения специалистов (психологов, педагогов, невропатологов, воспитателей). Только благодаря такому совместному подходу можно, взвесив все «за» и «против», принять правильное для ребенка решение.

Еще один из актуальных вопросов: «Осенью наш сын пойдет в школу. Очень волнуемся, как он справится с этим событием. Хочется подготовить ребенка получше, позаниматься летом. Что вы посоветуете?»

Поступление в первый класс — значимое и важное событие в жизни ребенка.

У него начнется действительно новая жизнь, с иными правилами, нагрузками, режимом. Ему придется решить множество задач: познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей, научиться организовывать свое время, привыкнуть к новому распорядку. Помощь взрослых, конечно, важна для малыша в этот период. И прежде всего, ему необходимы поддержка и внимание, а не давление и родительские тревоги.

Интересоваться делами первоклассника следует не эмоционально и бурно, переживая первые неудачи, а обсуждая, что можно сделать, чтобы исправить отметку, подружиться с тем, кто нравится, не бояться отвечать у доски … Ни в коем случае не стоит сравнивать достижения ребенка с успехами одноклассников: не спрашивайте его о том, как написали контрольную другие ребята или кто еще не смог решить задачу. Для ребенка самым полезным становится сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним, ведь даже если успехи не очень значительны, всегда есть продвижение и развитие. Такой подход помогает ребенку поверить в свои силы.

А последним «воистину детским» летом будущему ученику важно просто набраться сил, в первую очередь физических, и хорошо отдохнуть. Заниматься чтением, письмом, математикой, конечно, можно, но перегружать ребенка не стоит. Очень важно, чтобы у него не пропало желание и интерес к учебе, а за знаниями и умениями он отправится осенью.

С уважением, педагог – психолог Кубешева Татьяна Владимировна.