Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам конструирования

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам конструирования
          Речь  является основой всякой умственной деятельности. Именно  речь обеспечивает реализацию успешной коммуникации ребенка с обществом, и помогает ему добиться успехов в учебной деятельности.
В настоящее время – существует множество проблем в речи детей:
  • Речь односложная, состоящая из простых предложений. Детям сложно грамматически правильно построить распространённое предложение.
  • Недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь.
  • Многие дети затрудняются в построении монолога.
  • В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов.
  • Слабые навыки культуры речи, плохая дикция.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Современные дети перенасыщены информацией, поэтому нужно процесс обучения строить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным,  и работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей..
 Игра – важнейший спутник детства. Конструктор «ЛЕГО», «БАБАШКИ» позволяют учиться  играя, и обучаться в игре. 
В процессе конструирования дети постоянно взаимодействуют друг с другом. Происходит также и взаимодействие с взрослыми, родителями или воспитателем. Посредством общения, необходимо передать обратную информацию, ответить на вопросы, высказать свое мнение. Появляется необходимость постоянно тренировать умение рассказывать, дополнять собеседников. Такие тренировки развивают речевые способности. Использование конструкторов позволяет практически познать свойства предметов. В работе с  ними можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, дополнениями. При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Благодаря конструкторам создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами. Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи 
Применение конструкторов значимо в развитии связной речи ребенка, так как способствует обогащению и активизации словаря, развитию грамматически правильной речи. В этом возрасте дети активно осваивают:
Сложные предложения — учатся связывать мысли в логическую цепочку.
Пространственные понятия — «сверху», «под», «рядом».
Сюжетные игры — придумывают истории, распределяют роли.
Игра с конструктором создает естественную среду для применения этих навыков, сочетая действие и слово.
Какие методы  можно использовать для развития речи?
1. Описание действий
Попросите ребенка комментировать процесс:
«Что ты строишь? Какие детали нужны? Куда ты положил длинный блок?»
Упор на глаголы (ставить, соединять, балансировать) и предлоги (над, под, между).
2. Сюжетно-ролевые игры
Создайте историю вокруг постройки:
«Это домик для ежика? Кто в нем живет? Что произойдет, если подует сильный ветер?»
3. Групповая работа
Совместная стройка в команде:
Дети учатся договариваться, задавать вопросы («Давай сделаем крышу вместе?»), давать инструкции.
4. Игры на сравнение и классификацию
«Найди все круглые детали», «Чем твой домик отличается от моего?»
Игры для деталей
1. Тактильное описание
«Какая эта деталь на ощупь? Гладкая или шершавая? Теплая или прохладная?»
Вводите слова: текстура, фактура, древесный, пластмассовый, натуральный.
2. Природные сюжеты
«Построй дупло для белки! Как она будет забираться внутрь?»
«Это старый дуб. Кто живет в его корнях?»
3. Игры с тенями
Подсветите конструкцию лампой:
«Какие фигуры получились из теней? Придумай про них сказку».
5.4. Сортировка по форме и размеру
«Собери башню: внизу — широкие, вверху — узкие детали».


Указана неверная ссылка
13:26
9
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!